Проповедь
христианства в Армении в I-III веках
Сведения, относящиеся к древнейшему периоду
истории Армянской Церкви, малочисленны. Основная причина этого
заключается в том, что армянский алфавит был создан только в
начале V века. История первых веков существования Армянской
Церкви как Священное Предание передавалась устно из поколения
в поколение и лишь в V веке была зафиксирована письменно в
историографической и агиографической литературе. Священное
Предание не следует отождествлять ни с мифами, ни с легендами,
так как оно имеет историческую основу.
Согласно Священному Преданию Армянской Церкви, первые
семена христианства были посеяны на земле Армении во времена
апостолов.
Ряд исторических свидетельств (на армянском, сирийском,
греческом и латинском языках) подтверждают тот факт, что
христианство в Армении проповедовали святые апостолы Фаддей и
Варфоломей, явившиеся, таким образом, основателями Церкви в
Армении и преданные мученической смерти по приказу армянского
царя Санатрука.
После Вознесения Спасителя один из Его учеников, Фаддей,
прибыв в Эдессу, исцелил царя Осроени Авгара от проказы,
рукоположил Аддея во епископы и отправился в Великую Армению с
проповедью Слова Божия. Среди множества обращенных им ко
Христу была дочь царя Санатрука Сандухт. За исповедание
христианства апостол вместе с царевной и другими
новообращенными приняли по приказу царя мученическую смерть в Шаваршане, в гаваре Артаз.
Несколько лет спустя, в 29 году правления Санатрука,
апостол Варфоломей после проповеди в Персии прибыл в Армению.
Он обратил ко Христу сестру царя ВогуЬи и многих вельмож,
после чего по приказу Санатрука принял мученическую смерть в
г. Аребанос, который расположен между озерами Ван и Урмия. До нас дошел фрагмент исторического сочинения,
повествующего о мученичестве свв. Воскеанов и Сукиасеанов в
Армении в конце I - начале II веков. Автор ссылается на
"Слово" Татиана (II в.), который был хорошо знаком с историей
апостолов и первых христианских проповедников. Согласно этому
писанию, ученики апостола Фаддея во главе с Хрюсием (греч.
"золото", по-армянски "воски"), бывшие римскими послами к
армянскому царю, после мученической смерти апостола
обосновались у истоков реки Евфрат, в ущельях Цахкеац. По
воцарении Арташеса они, придя во дворец, стали проповедовать
Евангелие.
Будучи занят войной на востоке, Арташес попросил
проповедников вновь прийти к нему после его возвращения и
продолжить беседы о Христе. В отсутствие царя Воскеаны
обратили в христианство некоторых придворных, прибывших из
страны аланов к царице Сатеник, за что были преданы
мученической смерти царскими сыновьями. Обращенные в
христианство аланские князья покинули дворец и поселились на
склонах горы Джрабашх, где, прожив 44 года, приняли
мученическую смерть во главе со своим предводителем Сукиасом
по приказу аланского царя.
В I веке распространению христианства в Армении
способствовал ряд внешних и внутренних факторов. Так,
например, в то время христианство получило широкое
распространение в соседних с Арменией странах: Каппадокии,
Осроени и Адиабенэ, торговые, политические и культурные связи
с которыми создавали благоприятные условия для распространения
христианства в Армении.
Кроме того, в I-III веках Малая Армения политически
являлась частью римской провинции Каппадокии, и вполне
естественно, что христианство могло через Малую Армению
распространяться в Великой Армении. Важной предпосылкой к
распространению христианства являлось существование в Армении
еврейских колоний. Как известно, первые проповедники
христианства обычно начинали свою деятельность в тех местах,
где находились еврейские общины. Так, апостол Фаддей. прибыв в Эдессу. остановился в доме некоего вельможи-еврея tубии.
Еврейские общины существовали в главных городах Армении: Тигранакерте, Арташате. Вагаршапате.Зареhаване и др.
Тертулиан в книге "Против иудеев" , написанной в 197 году.
повествуя о народах, принявших христианство: парфянах, лидийцах, фригийцах, каппадокийцах,- упоминает и об армянах.
Это свидетельство подтверждает и блаженный Августин (+ 430) в
своем сочинении "Против манихеев".
В конце II - начале III веков христиан в Армении
преследовали цари Вагарш II (186-196). Хосров I (196-216) и их
преемники. Эти гонения описал епископ Каппадокийской Кесарии
Фирмилнан (230-268) в своей книге "История гонении на
Церковь".
Евссвий Кссарийский упоминает о письме Дионисия. епископа
Александрийского. "О покаянии к братьям в Армении, где
епископом был Меружан" (VI, 46. 2). Письмо датируется 251-255
гг. Оно доказывает, что в середине III века в Армении
существовала организованная и признанная Вселенскою Церковью
христианская община.
|
|